Колесник Екатерина Викторовна, педагог-психолог ДОУ

Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ в ДОУ

 Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежждение Ростовской области г. Шахты «Детский сад №77» функционирует с 1985 года

 Слайд 2

В октябре 2013 года в рамках Областной долгосрочной целевой программы «Доступная среда 2011 – 2014 годы» была открыта группа, в которой осуществлялось инклюзивное воспитание детей – инвалидов по зрению и детей с тотальной слепотой и ослабленным зрением. На сегодняшней день у нас осталось 2 ребенка-инвалида с ослабленным зрением, которые обучаются в общеразвивающих группах, поэтому в 2018 группа была перепрофилирована в группу компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом.

Слайд 3

 

В детском саду функционирует 12 групп, одна из них группа  компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом. В ней находится 5 детей: 3 ребенка с синдромом Дауна и 2 с расстройством аутистического спектра. Также 6 детей с ОВЗ, 4 из них имеют инвалидность, находятся в общеразвивающих группах. Но нельзя не сказать и о детях, нуждающихся в коррекционных мероприятиях, но не имеющих статус детей с ОВЗ которые были выявлены в результате мониторинга – таких детей 10% от всей численности воспитанников. И надо отметить, что на сегодняшний день открыт вопрос по организации логопедической группы для детей с ОНР в детском саду на следующий учебный год.

Слайд 4

На основе региональных и муниципальных постановлений, распоряжений и приказов, составляющих нормативно-правовую базу в области образования детей с ОВЗ в ДОУ разработаны внутренние локальные акты и положения.

Слайд 5

Трудности построения коррекционно-педагогического процесса во многом обусловлены тем, что данная категория детей разнородна по составу. Воспитанники различаются как по уровню развития, так и по характеру имеющихся недостатков. Следовательно коррекционные программы не могут быть едины­ми для всех детей-инвалидов и  детей с ОВЗ, а должны быть личностно-ориентированными. Поэтому в детском саду наравне с основной образовательной программой разработана и реализуются адаптированная основная образовательная программа для детей со сложным дефектом развития, а также разработаны и реализуются адаптированные образовательные программы, учитывающие особенности психофизического развития детей составленные в соответствии с рекомендациями их индивидуальных программах реабилитации и заключениями ПМПК.

Слайд 6 11 (убрать слайд)

Так как проблема психолого-педагогического сопровождения детей со сложным дефектом в условиях детского сада недостаточно разработана. Мы столкнулись с тем, что обучение и воспитание детей со сложными нарушениями представляют собой достаточно малоизученную и труднейшую проблему специальной педагогики.

На современном этапе имеются апробированные, научно обоснованные программы обучения и воспитания детей с ОВЗ, ориентированные на одно ведущее (первичное) нарушение. Однако применение этих программ в работе с детьми, имеющими сочетание нескольких первичных нарушений, не обеспечивает в полной мере эффективность коррекционного воздействия.

Таким образом, возникла необходимость обучения таких детей по индивидуальным программам, которые имеют несколько этапов разработки и основывается на результатах диагностики ребенка, используя индивидуальный дневник развития.

Все решения по обучению и сопровождению ребенка принимаются коллегиально на заседании Психолого-педагогическом консилиуме на определенный срок (от 1 до 6 мес) с прописанной ответственностью каждого участника  психолого-педагогического сопровождения.

Слайд 7 (12)

Дневник развития включает в себя таблицы формирования навыков, основанных на данных о средних показателях типично развивающихся детей. В основу данных таблиц заложен ступенчатый или поэтапный принцип формирования навыков, что полностью соответствует закономерностям развития ребенка.

 Данные, на основе наблюдения за поведением ребенка в повседневной жизни, игре и специально организованном занятии заносятся в таблицы, состоящие из 5 областей и тем самым определяется базовая ступень развития.

Используя Дневник развития мы обследуем ребенка, составляем программу, создаем необходимые условия для дальнейшего развития, отслеживаем динамику развития ребенка, корректируем программу.

Слайд 8,9

Одной из важных задач инклюзивного образования является создание доступной среды, позволяющей детям с ОВЗ получить современное дошкольное образование, направленное на улучшение их качества жизни и интеграцию в социум.

В детском саду создаются все необходимые условия для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья:

- Вход с улицы в группу, оборудован пандусом с поручнями и сигнальной маркировкой. Установлена система противопожарной безопасности с использованием световой индикации и звуковым сигналом оповещения.

-  Кабинет педагога-психолога поделен на зоны, помимо рабочей, игровой, диагностической и консультативной зоны имеется, зона релаксации и снятия эмоционального напряжения, где ребенок имеет возможность побыть наедине с самим собой, на время отключиться от окружающей действительности. А в зоне коррекционно-развивающей работы, самым любимым местом детей валяется световая песочница. Погружаясь, в мир песочной терапии дети забывают о переживаниях и страхах, избавляются от психологических травм и получают уверенность в собственных силах.

- Кабинет учителя-дефектолога и логопеда оснащен как развивающим, так и диагностическим оборудованием для проведения обследования и коррекционно-развивающих занятий. Помимо пособий, игровых средств, дидактического и раздаточного материала учитель-дефектолог использует в своей работе программно-дидактический комплекс «Мерсибо» и Конструктор для создания индивидуального образовательного маршрута и программы для дошкольников с ОВЗ (КИМП).

- Спортивный зал оснащен детскими спортивными тренажерами и сенсорным оборудованием для проведения оздоровительных занятий.

-   Музыкальный зал оснащен проекционным экраном и современной мультимидийной и аудио системой, что позволяет проводить занятия по логоритмике и праздники для детей, которые дают возможности для творческого роста, самовыражения и способствуют успешной социализации.

- В групповых помещениях используются вариативные модули, ширмы, конструкторы, макеты, что позволяет легко поменять пространство в зависимости от образовательной ситуации, индивидуальных особенностей и интересов детей. А также в группе имеется сухой бассейн, большой мягкий модульный дом, различные развивающие игры по методике Монтессори, наборы Фрёбеля, блоки Дьеныша, конструктор Поликарпова, и другие. В группах, где обучаются дети с ослабленным зрением дополнительно имеются тактильные дорожки, тактильные таблички, дидактические наборы по системе Брайля и говорящий карандаш. Для проведения индивидуальных и групповых занятий используется интерактивное развивающее пособие «Дошкольное воспитание».

- для изучения ПДД с детьми различных нозологий оборудована специальная комната, организованные игры в которой помогает маленькому пешеходу осознать свою роль в движении транспорта и потока людей, избежать аварии или не стать причиной ДТП. Имея большой опыт в этом направлении в 2018 году на межрегиональном конкурсе-фестивале «Безопасный мир» в г. Москва, была представлена система работы нашего детского сада по профилактике ДДТТ со слепыми и слабовидящими детьми.

- Уделяется большое внимание организации двигательного режима на свежем воздухе. На территории имеется спортивно-игровое оборудование.

 

Слайд 10

 

Для успешного осуществления инклюзивного воспитания и обучения специалистам, педагогическим работникам необходимы знания об особенностях детей с ОВЗ, умения и навыки их применения в практической деятельности. Именно поэтому одним из приоритетных направлений является повышение квалификации и переподготовки специалистов ДОУ, включенных в инклюзивную практику.

В МБДОУ №77 работает 17 педагогов, 5 из них  работают с детьми с ОВЗ. Курсы установленного образца имеются у 3 педагогов, а также у педагога-психолога, учителя – дефектолога  и заместителя заведующего по ВМР. Все педагоги постоянно повышают уровень своей компетенции посредством посещения семинаров и вебинаров различного уровня по данному вопросу, где выступают не только слушателями, но и делятся опытом работы в данном направлении. (поднять слайды распространение опыта)

 

Слайд 11

Но инклюзивная среда – это не только материально-техническое обеспечение и современное оборудование, но и комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей, которое мы рассматриваем, как систему деятельности всех специалистов, направленную на создание условий успешного развития ребенка и социализацию. Поэтому в детском саду разработана модель службы психолого-педагогического сопровождения, в которую вовлечены все участники образовательного процесса.

Ее задачей является совместная деятельность всех специалистов по выявлению проблем в развитии детей и оказанию первичной помощи в преодолении трудностей в усвоении знаний, взаимодействии с педагогами, родителями, сверстниками.

Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Слайд 12

Слаженные действия всех участников педагогического процесса направленны на формирование профессионального мастерства педагогов, психологической культуры родителей, через различные формы работы, а это в свою очередь разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него способности до уровня, соответствующего возрастным особенностям и требованиям современного мира.

Сетевыми партнёрами в выстраивании инклюзивного образования выступают различные учреждения медицинской сферы, социальной (реабилитационный центр), учреждения дополнительного образования, общественные организации инвалидов и т.д.

Слайд 13

 

 

Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, а также самостоятельную деятельность ребенка в специально организованной пространственной среде. 

Воспитатели проводя организованную образовательную деятельность с детьми закрепляют приобретенные детьми знания, отрабатывают умения до автоматизации навыков, интегрируя коррекционные цели и содержание в повседневную жизнь детей (в игровую и трудовую деятельность), а также в режимные моменты.

Слайд 14

.

В результате реализации индивидуальных программ сопровождения психофизический профиль развития детей в группе компенсирующей направленности для детей со сложным дефектом развития показывает, что их социально-эмоциональное развитие, общение и навыки самообслуживания являются сильными сторонами, а вот речевое развитие и развитие крупных движений–проблемные стороны. Если рассматривать сенсорное развитие детей в частности их восприятие и память, то здесь мы отмечаем значительное преимущество зрительных процессов над слуховыми.

В общеразвивающих группах в результате участия в коррекционно-развивающих занятиях дети с ОВЗ учатся эмоционально разряжаться, сбрасывать зажимы, отыгрывать глубоко спрятанные в подсознание страх, беспокойство, они становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к миру и людям.

Слайд 15

Таким образом, благодаря системе взаимодействия всех специалистов в ДОУ и родителей за последние 3 года у детей с особыми образовательными потребностями наблюдается положительная динамика, трое детей  из группы компенсирующей направленности были социализированы и готовы к школьному обучению (сейчас обучаются в школе-интернате для слепых детей), двое детей находятся на домашнем обучении 11 детей продолжают посещать ДОУ и проявлять себя во всероссийских и городских творческих конкурсах.

Например Мария 8 лет - ребенок с синдромом Дауна, которай не говорит и делает первые шаги в освоении навыков самообслуживания, но положительно реагирует на музыку и любит танцевать – является постоянным участником всероссийских, областных и городских творческих конкурсов.

Слайд 16

Анастасия – ребенок-инвалид по зрению – является активным участником и победителем городских творческих конкурсов и фестивалей на протяжении уже 3 лет.

Дарья – ребенок с тотальной слепотой, на сегодняшний день уже выпускница нашего сада- является победителем всероссийского детско –юношеского конкурса «Весенняя фантазия».

Слайд 17

Но не только дети, но и педагоги детского сада участвуют в конкурсах и становятся победителями:

В 2018 году вышли в финал конкурса «Педагог года 2018» в номинации «Психолог года»

Педагог-психолог победитель областного конкурса «Лучший педагогический работник дошкольного образования Ростовской области-2019».

Лауреатом VII Всероссийского конкурса «Воспитатели России» «Лучший воспитатель-профессионал, работающий со здоровьесберегающей образовательной технологией».

Слайд 18

Посещая семинары и мастер-классы различного уровня, наши педагоги не только выступают в роли слушателей, но и в роли активных участнико.:

В 2018 году на межрегиональном конкурсе-фестивале «Безопасный мир» в г. Москва, была представлена система работы по профилактике ДДТТ со слепыми и слабовидящими детьми в МБДОУ.

В 2018 году поделились опытом работы на областном семинаре-практикуме «Организация образовательной деятельности на разных уровнях психолого-педагогического сопровождения развития детей с ОВЗ».

В 2019 год на межрегиональном образовательном форуме с международным участием в г. Донецк Ростовской области «От ограниченных. возможностей здоровья к безграничным» представили опыт работы по использованию индивидуального дневника развития.

Заканчивая нашу презентацию, хочу сказать, что не смотря на трудности встречающиеся на пути, каждый из педагогов вкладывает всю душу в каждого ребенка и мы стараемся сделать так, чтобы каждый наш воспитанник прежде всего учился жить среди других.

 

7 июня 2021 в 11:36

Прикреплённые файлы:

Документ: Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ в ДОУ

Описание файла:

Файл называется: doklad_ho4mu.doc

Это официальный файл организации «Колесник Екатерина Викторовна, педагог-психолог ДОУ», в нём содержится Система коррекционной работы с детьми с ОВЗ в ДОУ.

Размер файла: 0,08 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.