Колесник Екатерина Викторовна, педагог-психолог ДОУ
Выступление психолога на родительском собрании в подготовительных группах «Особенности детей 6-7 лет»Выступление психолога на родительском собрании в подготовительных группах «Особенности детей 6-7 лет» Добрый вечер, уважаемые родители! Итак, начнем, коротко о психических особенностях. В возрасте 6-7 лет у детей складываются предпосылки для начала систематического школьного обучения. У них возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Дети начинают проявлять интерес к творчеству, у них развивается воображение, дети стремятся к самостоятельности. Складываются предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Развиваются произвольность и воля. Детям 6-7 лет свойственно преобладание общественно-значимых мотивов над личностными. Развивается эмпатия (сопереживание), сочувствие. Самооценка ребенка 6-7 лет достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объективно оценивает результат деятельности, чем свое поведение. В 6-7 лет развивается наглядно-образное мышление с элементами абстрактного. Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению. В этом году все дети вашей группы будут протестированы. В октябре (пройдет первичная диагностика) по психологической готовности к школе, будут сформированы подгруппы детей, которым по результатам психодиагностики необходимы дополнительные психокоррекционные занятия и будут проводиться индивидуальные занятия с вашими детьми. На следующем собрании вы сможете ознакомиться с результатами психодиагностики, так же вы можете подойти в индивидуальном порядке, для получения необходимой вам консультации. И по итогам года, перед школой пройдет итоговая диагностика. Психолог: Упражнение "Парад мнений" Цель: Активизировать участников собрания в обсуждении предлагаемой темы Содержание: Ведущий задает вопрос: "Как вы считаете, в чем проявляется неготовность к школьному обучению?" (высказывания родителей записываются на доску) Примерные ответы: Неподготовленность к школьному обучению чаще всего проявляется в том, что Ребенок не может сосредоточиться, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы; Ребенок имеет слабое развитие связной речи и умственных способностей, не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, выделять главное; Ребенок проявляет мало инициативы; тяготеет к шаблонным действиям и решениям, имеет затруднения в общении со сверстниками и взрослыми. Родителям необходимо знать, что существуют два понятия: педагогическая готовность и психологическая готовность. Под педагогической готовностью к школьному обучению понимаются первоначальные навыки счета, письма и чтения. Родители в основном ориентируются именно на эти параметры готовности к школе, что не совсем правильно. Существуют и другие аспекты, которые нельзя не учитывать. Очень часто бывает так, что ребенок умеет писать, считать, читать, но не умеет долгое время находиться в большом коллективе или не умеет следовать требованиям нового взрослого (педагога). Родители в этом случае недоумевают: «Как же так?!» Им казалось, что ребенок пришел в школу подготовленным, а тут вдруг – жалобы учителя. Или через какое-то время ребенок отказывается идти в школу, говоря, что ему там надоело, не нравится, скучно, трудно и т.д. Это другая сторона готовности к школе – психологическая. Психологическая готовность ребенка к школе включает следующие компоненты: 1. физическая готовность (зрелость организма, т. к. школьное обучение предполагает достаточно большие нагрузки). 2. интеллектуальная готовность (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи) Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако специалисты утверждают, что читающий и даже умеющий писать, ребенок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически. 3. социально-личностная. Под ней понимается настрой ребенка нам работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребенок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. 4. мотивационная, предполагает обоснованное желание идти в школу. Мотивы готовности ребенка к школе: - игровой, - познавательный, - социальный. Ребенок с игровым мотивом ("Там много ребят, и можно будет играть с ними") не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребенок хочет узнать что-то новое, интересное. По мнению специалистов, это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребенок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребенок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, свое рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребенок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. В этом возрасте ребёнок неожиданно начинает резко меняться. И опять родители говорят, что ребёнка "Как будто подменили». Заканчивается очередной цикл развития, и происходит очередная переоценка ценностей и потребностей. Если первые два кризиса начинались без явных изменений в окружающей ребёнка среде, то на этот раз существенное изменение имеется - поступление в школу. Таким образом, в этом возрасте ребёнок перестаёт быть дошкольником и становится младшим школьником.
Основные проявления кризиса Ребёнок начинает часто капризничать В поведении появляются "искусственные" элементы (т.е. видно, что он специально пытается изменять своё поведение) Ребёнок начинает часто паясничать, дурачиться, "строить из себя клоуна" Ребёнок начинает разбираться и ориентироваться в своих эмоциях и чувствах. Теперь он знает, что такое радоваться, гневаться, бояться, огорчаться, печалиться и т.д. Ребёнок часто спорит Ребёнок начинает часто нарушать правила Могут появиться страхи Проявляется самостоятельность. Ребёнок хочет всё делать самостоятельно, "как взрослый". Как и предыдущие кризисы, рано или поздно, этот кризис проходит. 21 мая 2020 в 13:37
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.