Колесник Екатерина Викторовна, педагог-психолог ДОУ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: в статье рассматриваются особенности деятельности педагога-психолога ДОУ в условиях введения ФГОС и описаны основные направления деятельности педагога-психолога.

Ключевые слова: психологическое сопровождение, коррекционно-развивающая работа, психодиагностика, психологическое консультирование, психопрофилактика.

В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам развития ребенка. Этот интерес далеко не случаен, поскольку оказывается, что дошкольный период жизни является периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит будущее ребенка. При этом множество факторов, влияющих на социализацию личности, также закладываются и формируются именно в дошкольный период развития ребенка.

Развитие психологии современного человека закладывается в раннем возрасте и обусловлено педагогическими характеристиками воздействия на него общества, влияния на него окружающих людей и, прежде всего самых близких для ребенка людей, его семьи. В воспитании и развитии дошкольника важны все факторы влияния на ребенка - как семейное воспитание, так и воспитания в условиях дошкольного учреждения.

Учитывая вышесказанное, хочется отметить важность психологического сопровождения образовательного процесса и особенности моей работы, как педагога-психолога в условиях дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС.

Действительно, наблюдая за детьми, за их развитием я поняла, что ребенок, как губка, впитывает все, что его окружает. Поэтому, моя задача заключается в том, чтобы обеспечить психологическую поддержку детей, их эмоциональное благополучие, пропорционально распределить не только физические, но и психические нагрузки на растущий организм ребенка и помочь продуктивно реализовать индивидуальный путь развития, что полностью соответствует требованиям ФГОС.

Учитывая современные требования и задачи образования, система психологического сопровождения в нашем ДОУ включает в себя следующие направления: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование, психопрофилактика.

Приоритетным для меня является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей. Моя деятельность направлена прежде всего на формирование подходов ко взаимодействию с педагогами и родителями по вопросам психического здоровья детей, на развитие навыков эффективного общения и саморегуляции поведения.  Каждое из направлений в моей работе строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опираясь на игровые технологии и приемы.

Для реализации психологического сопровождения детей согласно возрасту и индивидуальным особенностям, мною подобран ряд диагностических методик, позволяющих своевременно выявить личностные нарушения, уровень психического развития, уровень эмоционально-волевой сферы, а также определить механизмы негативных воздействий на развитие дошкольников.

Уровень развития эмоционально-волевой сферы детей оцениваю по «Диагностике социальной активности детей дошкольного возраста» Маралова В.Г.; «Тесту цветового выбора» Люшера М.; «Опроснику на выявление страхов» Захарова А.И.; «Кинетическому рисунку семьи»; «Методике исследования эмоционального состояния» Дорофеевой, а также с помощью проективных методик «Тест тревожности» Тэммл Р., Дорки М., Амен В.; «Несуществующее животное» Венгер А.Л.

Уровень развития психических процессов определяла по следующим методикам: «Диагностический комплекс для оценки развития познавательной деятельности ребенка» Семаго Н.Я., Семаго М.М.; «Психолого-педагогическая диагностика умственного развития» Забрамная С.Д., Боровик О.В. и др.

Контроль динамики психического развития детей позволил мне своевременно создать оптимальные возможности для развития воспитанников. Своевременная диагностика позволила мне скорректировать и предотвратить отклонения в психическом развитии и предоставить необходимую помощь дошкольнику, обеспечить полноценное развитие. Поэтому уже в группах раннего возраста я провожу наблюдение за развитием детей, которое фиксируется в специально разработанных картах наблюдения.  В результате чего, организовала занятия, направленные на облегчение адаптивных процессов, а также коррекционные занятия, направленные на профилактику, поддержание и коррекцию нарушений развития детей.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится мною с учетом зоны ближайшего развития ребенка. Индивидуальные особенности не «ломаю», а развиваю их, изучая потенциальные возможности ребенка, и выстраиваю свою работу по принципу индивидуального развития.

Психологическую коррекцию осуществляю с опорой на определенные психологические механизмы: проективный, рефлексивный, релаксационный, регуляционный, идентификационный. Это связано с возможностью относительно легкой активизации у детей дошкольного возраста психологических механизмов данного ряда. Поэтому, используя корректирующие способы и приемы, я выстраиваю психокоррекционную систему, адекватную возрастным особенностям, опираясь на ведущий вид деятельности – игру, а также на такие принципы, как: системность, комплексность, соответствие возрастным и индивидуальным возможностям, адекватность требований и нагрузок, постепенность (пошаговость) и систематичность, индивидуализация темпа работы, повторяемость, вариативность, гибкость, открытость.

Коррекционные занятия провожу в форме игровой терапии. Я считаю своей главной задачей обучать детей приемам саморасслабления и снятию психомышечного напряжения (особенно с такими невротическими проявлениями, как возбудимость, страхи, агрессивность, истерические реакции). Особое внимание уделяю обучению дошкольников релаксации. При планировании игрового момента использую элементы арт-терапии, песочной терапии, сказкотерапии, игротерапии, так как эти психотерапевтические методики давно доказали свою эффективность в работе с детьми дошкольного возраста.  На занятиях использую коррекционно-развивающие программы Капской А. Ю., Мирончит Т. Д. «Подарки Феи»; «Развивающая сказкотерапия для детей», Придус К., «Психологические игры и упражнения» Хухлаева О.В. и др. Коррекционные занятия провожу как в групповой, так и в индивидуальной форме.

Психологическая работа с детьми по психокоррекции получила положительную оценку со стороны родителей и воспитателей. Родители отмечают, что в результате занятий у детей наблюдается снижение агрессивности, тревожности, дошкольники стали увереннее в себе, стали относиться терпимее друг другу, а это значит, что у них сформировалось чувство сопереживания (эмпатия), нормализовались процессы возбуждения и торможения, которые дали возможность детям регулировать свое эмоциональное состояние. Дети стали легче адаптироваться к ДОУ, у них понизился уровень тревожности и страхов, улучшились коммуникативные навыки.

Но наибольшая эффективность этой работы достигается в совместной деятельности с родителями детей, в которую входит психологическое консультирование (индивидуальное и групповое), психологическое просвещение и др.

Ведь как было сказано выше, основную роль в развитии ребенка играет семейное воспитание. Это связано с тем, что основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. В семье формируется отношение ребенка к самому себе и окружающим людям. В семье происходит первичная социализация личности, осваиваются первые социальные роли, закладываются основные ценности жизни. К тому же родители обладают уникальной возможностью влиять на ребенка в связи с его физической, эмоциональной зависимостью от них.

Но не всегда удается ладить со своим ребенком. Частые капризы, плачь и конфликты зачастую возникают из-за того, что родителю бывает трудно понять своего ребенка, найти к нему подход.

Работая с родителями, помогаю им увидеть отличие мира детей от мира взрослых, преодолеть авторитарное отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному себе, и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми; открывать сильные и слабые стороны ребёнка и учитывать их в решении задач воспитания; проявлять искреннюю заинтересованность в действиях ребёнка и быть готовым к эмоциональной поддержке; понять, что путём одностороннего воздействия ничего нельзя сделать, можно лишь подавить или запугать ребёнка.

Для психологической поддержки семьи использую такие формы работы: дни открытых дверей, анкетирование (с помощью анкет получаем информацию о степени вовлеченности родителей в процесс воспитания детей), совместная исследовательская деятельность, общие родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями, семинары, конференции, практикумы, тренинги и т.д.

Психолого - педагогическое просвещение, повышение психолого -педагогической культуры родителей способствует не только совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, но и повышает уровень положительного отношения и доверия к представителям психолого – педагогической общественности. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая психолого - педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в сам процесс психолого - педагогического творчества.

Литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России). от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

2. Ермолаева, М. В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками: учебно – методическое пособие/ М. В. Ермолаева – Москва:МПСИМОДЭК, 2002. – 176с.

3. Практический психолог в детском саду. Занятия с детьми 3-7 лет. Под ред. Веракса А.Н., Гуторова М.Ф.

 

20 мая 2020 в 21:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.